Независимая система оценки качества образования - оценочная процедура, которая
осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и
реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия
предоставляемого образования: потребностям физических лиц - потребителей
образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся
по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным
программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным
программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной
организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным
возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения
образовательных программ; потребностям юридических лиц (в том числе самой
образовательной организации) в части определения качества реализации
образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам
экспертизы; учредителя,
общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов),
других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса
мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества
реализуемых ими образовательных программ.
Объектом независимой оценки качества
образования могут быть:
1. образовательные
программы, реализуемые образовательными организациями;
2. условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных
организаций и др.;
3. результаты освоения обучающимися образовательных программ;
4. деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления
в части организации текущего функционирования и развития образов.
Измерительные материалы
Для определения уровня результатов освоения образовательных программ
организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются
соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.).
В качестве основы для разработки измерительных материалов
используются:
1. требования
соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
2. измерительные
материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
3. требования заказчика.
Использование инструментов независимой оценки качества
образования
Процедуры независимой оценки качества образования осуществляются с целью
повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призваны
способствовать:
1. развитию
конкурентной среды;
2. выявлению и
распространению подтвердивших свою результативность моделей организации
образовательного процесса;
3. сохранению и развитию при сохранении единого образовательного
пространства разнообразия образовательных программ.
Независимая оценка качества
образования — открытый механизм общественного контроля в сфере образования и
культуры, который используется для достижения следующих целей:
- создание образования, доступного
для всех граждан РФ;
-стремление к систематическому
совершенствованию качества дошкольного образования;
- регулярное информирование
потребителей (детей, их опекунов и родителей) услуг в сфере образования;
- стимулирование сотрудников сферы
образования к самосовершенствованию и самообразованию;
- усовершенствования работы детского
сада.
Процесс достижения поставленных целей
подразумевает решение важных задач:
- определение и оценка предоставления
социальных образовательных услуг;
- сбор данных о предоставлении
социальных образовательных услуг от их потребителей;
- установление соответствия между
информацией на официальном сайте ДОУ, ее актуальностью, практической ценностью
и удобством пользования для граждан;
- интерпретация данных, формирование
рейтингов;
- составление предложений по
совершенствованию качества работы детского сада.
Независимая оценка качества
образования (НОКО) также проводится в целях определения курса дальнейшего
развития системы дошкольного образования.
Участники отношений в образовательной
сфере (родители дошкольников или их законные представители) инициируют
проведение НОКО для получения информации о степени освоения воспитанниками ДОУ
образовательной программы, качестве предоставления услуг. Учредитель ДОУ вправе
выбирать организацию, которая осуществит НОКО.
Критерии оценки затрагивают
доступность и открытость информации о ДОУ, условия, в которых реализуется
воспитательно-образовательный процесс, компетентность педагогов, их вежливость,
доброжелательность, удовлетворенность качеством ДОУ в целом.
В ходе проведения НОКО удается
определить, насколько дошкольное образование в выбранном детском саду
соответствует требованиям:
Физических лиц - основных
потребителей услуг, к которым относят родителей детей ДОУ, которые проходят
обучение по программам дошкольного образования. К требованиям причисляют
свободу выбора детского сада, программы образования, которая бы соответствовала
возможностям ребенка, возможность получать реальные сведения об успехах
воспитанника в освоении программы.
Юридических лиц и непосредственно ДОУ
в сфере анализа качества осуществления программ для внесения корректив по
итогам НОКО.
Общественных организаций и учредителя
в контексте составления и распределения рейтингов среди ДОУ, а также прочих
процедур оценки, после которых разрабатывается и проводится комплекс
мероприятий, повышающих конкурентоспособность выбранного детского сада.